ОБЩЕНИЕ С ЧЕЛОВЕКОМ
Обучение обезьян человеческой речи не увенчалось успехом, поскольку
их голосовой аппарат (включая мозговые центры управления им) имеет иное
строение и не предназначены для воспроизведения сложных звукосочетаний
человеческой речи. Зато обезьяны могут научиться зрительным сигналам
(например, языку глухонемых), как шимпанзе Уошо[2].
Уошо была воспитана американскими зоопсихологами-супругами Аленом и
Беатрис Гарднер и за несколько месяцев овладела несколькими десятками
знаков-слов, а в дальнейшем — около 300. Своим словарным запасом она
пользовалась творчески, например, желание открыть холодильник и есть
выражалось такими знаками: «открытый холодный ящик — есть — пить».
Множество фраз было составлено самой Уошо, вроде «дай мне щекотку» —
«пощекочи меня». Выражение неприязни к другим происходит через слово
«грязный». Утку Уошо предпочла называть «птица-вода», а не
специализированным словом[2].
Первый детёныш Уошо умер вскоре после рождения. Мать долго сидела
около него, спрашивая знаками «бэби», «бэби» в ожидании ответа. Вскоре у
неё родился новый детёныш Секвойя, которого, по замыслу
экспериментаторов, Уошо должна научить языку жестов[2].
Горилла Коко,
обучаемая языку глухонемых американской исследовательницей Ф.
Паттерсон, быстро освоила 375 знаков и выражала посредством их не только
бытовые потребности, но и сложные ощущения и эмоции. Ей известны такие
абстрактные понятия, как «скука», «воображение», прошедшее и будущее
время[2].
Обезьяна Лана, изучившая около 60 лексиграмм на ЭВМ, может составить
фразы с просьбой включить кинопроектор, чтобы посмотреть фильм из жизни
обезьян, включить магнитофон и так далее. Обезьяны творчески подходят к
использованию своего словарного запаса. Шимпанзе Сара выкладывала
предложения из пластиковых фигур-слов «по-китайски» — сверху вниз[2].
|